Эдвард Хикс - художник и проповедник
Очерк опубликован в книге «Рассказы об Американских Художниках».
Замечательный американский художник - примитивист Эдвард Хикс родился 4 апреля 1780 года в небольшом городке Лангхорн в штате Пенсильвания в разгар Американской революции. Его мать умерла, когда мальчику было всего восемнадцать месяцев.
Отец Эдварда был видным чиновником Британского королевства. Он отказался встать на сторону революционеров и сохранил верность британскому престолу. Спасаясь от преследования революционной армии, он был вынужден бежать. Состояние его было конфисковано. С маленьким ребенком на руках скрываться было невозможно и он отдал своего трехлетнего сына, Эдварда, на попечение черной рабыни-служанки.
Чтобы заработать на хлеб, рабыня ходила по домам, выполняя поденную работу. Ребенка оставить было не с кем, и она повсюду брала маленького Эдварда с собой.
В один холодный, зимний день 1783 года миссис Твининг, жена владельца большой фермы, услышала робкий стук в дверь. Она распахнула дверь и увидела черную служанку, стоящую на пороге. За юбку служанки цеплялся белый ребенок. Болезненный, худой, плохо одетый, он жалобно и горько плакал.
Она спросила служанку: «Кто этот мальчик?». Услышав ответ, миссис Твининг потеряла дар речи. Ребенок оказался сыном ее близкой подруги, Катрин Хикс, жены знатного чиновника Королевского двора. Миссис Твининг вспомнила свою последнюю встречу с Катрин, произошедшую год назад. Тогда молодая женщина была весела, роскошно одета. На руках она держала нарядного младенца. Сейчас это воспоминание казалось миссис Твининг нереальным.
Несколько месяцев назад она получила трагическое известие о смерти Катрин. Но из-за кровавых революционных боев, бушующих вокруг, она не смогла попасть на похороны и очень страдала, что не отдала подруге свой последний долг.
Все это промелькнуло в голове миссис Твининг, пока она, не в силах произнести ни слова, смотрела на заплаканного мальчика. Она мгновенно поняла ужасную реальность его жизни. Ей даже показалось, что черная служанка плохо обращается с ребенком. И миссис Твининг приняла решение. Она должна усыновить маленького Эдварда.
И она поспешила к мужу, чтобы рассказать ему о том, что произошло. Мистер Твининг - человек властный, практичный и несентиментальный, был намного старше своей жены, не терпел никаких возражений и требовал от нее полного подчинения.
Он выслушал ее просьбу, но с разрешением на усыновление не торопился. Он разыскал дальних родственников Эдварда и написал им письмо. Он сообщил о своих планах в отношении мальчика при выполнении его родными определенных условий. Вскоре мистер Твининг получил ответ, в котором говорилось, что родственники готовы платить на ребенка годовое содержание. Только после этого мистер Твининг согласился принять мальчика в свой дом.
Миссис Твининг представляла себе процесс усыновления Эдварда несколько иначе. Но главное ее желание исполнилось - она получила сына, которого будет воспитывать, как своего собственного.
Таким образом, Эдвард Хикс оказался в семье Твинингов. Отца своего он больше никогда не видел.
Родители Эдварда принадлежали к англиканской церкви. Твининги были квакеры. У них дома была обширная библиотека, и Хикс под руководством дочери Твинингов много читал, в особенности Библию, но никакого формального образования не получил.
Не проявлял он ни особых способностей к учебе, ни наклонностей к какому-либо ремеслу. И поэтому после смерти мистера Твининга был отдан в подмастерья к каретнику.
Именно в мастерской каретника тринадцатилетний Эдвард впервые взял в руки кисть. Он научился готовить краски, смешивать их для получения различных оттенков. Он помогал хозяину в изготовлении карет и раскрашивал готовые кузова цветными узорами.
Но однажды возник сильный пожар, и мастерская каретника сгорела. Эдварду пришлось наняться на работу в трактир уборщиком и чистильщиком сапог. Там он связался, по выражению самого Хикса, «с компанией горьких пьяниц и распутников». Вместе с ними предавался кутежам и разврату в самых злачных местах и грязных притонах окрестности.
В двадцать лет с ним случился страшный запой, едва не сведший его в могилу. Когда Хикс пришел в себя, он решил, что остался жив лишь благодаря чуду. Он порывает все связи с разгульной компанией и бросает пить.
В свободное время Хикс одиноко и бесцельно бродил по улицам и переулкам городка, пока в один прекрасный день не нашел себя стоящим у дверей дома, где происходило собрание Общества Друзей Истины (так называли себя квакеры).
Он вошел внутрь и присел на краешек скамьи. Его поразила мертвая тишина, царящая на встрече. Только изредка полное молчание прерывалось пламенной речью кого-нибудь из присутствующих. Впоследствии Хикс узнал, что квакеры считали, что их собрания не место для пустой болтовни. И только, если член общества чувствовал, что он получил вдохновение свыше, он мог позволить себе выступить. Даже молитвы квакеров были немногословны.
Встреча Друзей Истины произвела на Хикса огромное впечатление. С этого дня он не пропускал ни единого собрания, хотя ему приходилось каждый раз преодолевать пешком расстояние в пять миль.
Открывшийся в нем ораторский дар, прекрасное знание Библии, прямодушие и непреклонная логика были вскоре замечены старейшинами Общества. Осенью 1811 года Хикс был назначен пастором Общества Друзей Истины города Ньютауна. В течение последующих десяти лет он становится одним из самых выдающихся квакерских проповедников.
Хикс никогда не брал денег за свои проповеди. На жизнь он зарабатывал рисованием. Брался за любую работу. Расписывал все, что ему заказывали: кареты, вывески для трактиров, постоялых дворов и мастерских. Даже столы и буфеты.
Написание картин даже на библейский сюжет вызывало ожесточенное сопротивление окружающих. Квакеры осуждали изобразительное искусство, как никчемное и бесполезное. Рисование портретов считалось признаком тщеславия и эгоизма. Ранние квакеры не позволяли даже указывать имена на могильных камнях.
В конце концов, чтобы соответствовать квакерской морали, в 1815 году Хиксу пришлось оставить живопись и заняться фермерством. Он писал: «Я перестал заниматься тем единственным делом, к которому я имел способности, а именно - живописью, ради фермерства, которого я не понимал, и для которого совершенно не был пригоден. Я воистину думал тогда и думаю сейчас, что фермерство более подобает христианину, и хотел пожертвовать живописью. Но это ничего не дало. Несмотря на то, что я работал тяжело, я остался ни с чем».
Разоренный неудачной попыткой заняться фермерством, Хикс вернулся к живописи. «Друзья и знакомые с большой добротой опекали меня, и чиновники города и графства давали мне заказы на указатели и вывески, которые оказались для меня выгодной работой» - писал он.
В это же время Хикс начинает рисовать свою первую картину. Он называет ее «Мирное Царство» [1]. Сюжетом картины является иллюстрация к словам библейского пророка Исайи:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
Исайя 11:6
Хикс прилагает все усилия, чтобы убедить квакеров, что «Мирное Царство» - это вид наглядной проповеди. Ему это удается, и он получает одобрение Совета Старейшин.
За свою жизнь Эдвард Хикс написал более ста вариантов «Мирного Царства». На первый взгляд - это почти «лубочные» полотна, на которых изображены дикие и домашние животные, ведомые румяными младенцами, или в идиллическом покое возлежащие в лощине на густой, зеленой траве.
Но достаточно одного взгляда, чтобы заметить, что каждое животное, изображенное художником на картине, обладает своим собственным «людским» характером. Глаза зверей выражают вполне человеческие эмоции: раздражение, удивление, умиротворенность, гнев.
Полотна «Мирных Царств» необыкновенно красочные, со множеством тщательно выписанных деталей. Что-то мистическое, таинственное присутствует в этих картинах. Они производят на зрителя чрезвычайно сильное впечатление, притягивают к себе. Достаточно увидеть только одну, чтобы потом сразу узнать все остальные.
Незамысловатость «Мирных Царств» только кажущаяся. Хикс наполнил их загадочной символикой, секрет которой скрывается в судьбе художника. Без познания его жизни невозможно понять истинный смысл его картин.
Как, например, объяснить такую приверженность Хикса одному сюжету? Самое простое - преданностью Библии и любовью к детям и животным. Но факты его жизни говорят о гораздо более сложных причинах.
Сюжет, взятый из книги библейского пророка Исайи, трактуется христианством, как приход Христа и начало новой жизни на земле, когда все звери и люди будут жить в гармонии и процветании. Пророчество Исайи занимало ключевое место в принципах квакерской веры.
Уже в ранних «Царствах» Хикс использует символику для подтверждения возможности достижения мирного сосуществования между человечеством и окружающим миром.
В картинах, состоящих, как бы из двух частей, в правой стороне полотна, в соответствии с проповедью Исайи, главное место занимает ребенок. Он обхватил ручонкой гривастую голову льва, и царь зверей покорно следует за младенцем. Рядом - волк, мирно возлежащий на земле возле ягненка.
В левую часть картины Хикс включает изображение важного исторического эпизода. Он рисует Уильяма Пенна, основателя родного штата Хикса, Пенсильвании, подписывающего мирный договор с индейцами.
Квакер Уильям Пенн был известен тем, что купил у индейцев землю и заключил с ними мирный договор. Согласно договору, индейцы и квакеры обещали жить в мире друг с другом. И действительно, за всю историю колонии не было ни одного случая нападения индейцев на квакеров. Хикс считал, что заключение договора является частью процесса достижения Мирного Царства здесь, на земле.
Над Уильямом Пенном и индейцами Хикс нарисовал великолепное творение Всевышнего - Природный мост в Виргинии. Уильям Пенн и индейцы, таким образом, окружены благоволением Господа и его защитой.
Сюжет «Мирных Царств» одинаков, но его воплощение разительно меняется с течением времени. Хикс своей удивительной палитрой и символикой отразил бурные события, происходившие в то время в квакерском движении, в центре которых оказался и сам художник.
Эдвард Хикс стал проповедником в то время, когда сами Соединенные Штаты и современный американский квакеризм были молоды. Духовное верование квакеров основывалось на скромности, самодисциплине и соприкосновении с Внутренним Светом (Святым Духом).
Неожиданно в среде квакеров возник религиозный шторм. Наметился раскол квакерского движения на две враждующие группы.
Часть квакеров сосредоточилась на неукоснительном выполнении заветов Библии, верила в святость и непреклонный авторитет Священного Писания. Их называли Правоверные.
Другая группа, ведомая Элиасом Хиксом, кузеном Эдварда, поставила целью вернуть принципы квакерской веры от идей и обрядов, к христианству живого жизненного опыта. Они признавали необходимым согласование каждодневных человеческих поступков с духом и волей Божьей (Внутренним Светом). Они считали Библию историческим документом и отрицали Божественную сущность Христа. Эта часть квакеров стала известна, как Хиксайты.
Эдвард Хикс стал их убежденным последователем. Он отстаивал их идеи не только в горячих проповедях, но и в живописных полотнах «Мирного Царства».
Кроме того, Хикс видел, что квакеры, особенно живущие в городах, все больше и больше увлекаются земными благами, своим материальным благополучием. Становятся чванливыми, преисполненными раздутой спеси. Формируют в своей среде некую религиозно-духовную элиту и через старейшин начинают диктовать свою волю остальным.
Назревающий раскол в Обществе Друзей и обвинения группы Хиксайтов в ереси глубоко ранили Хикса. Его страстная полемика, поиски истины, и в то же время, согласия в среде квакеров, все ярче находили отражение в «Мирных Царствах».
Квакерские пасторы в своих проповедях часто использовали метафоры, приводя в качестве аналогии животные начала человеческой натуры.
В 1837 году Хикс выступил с речью. В ней он связал идею Внутреннего Света с миром животных. Он объяснял, что каждый человек принадлежит к одному из четырех характеров, каждый из которых символизируется одним из диких животных: меланхолик - волк, веселый оптимист - леопард, флегматик - медведь, злой и раздражительный - лев.
Эти характеры могут быть изменены Внутренним Светом, и тогда они превращаются в свою противоположность - символизирующуюся прирученными, домашними животными - ягненком, козленком, коровой, или быком.
В этот период Хикс передает в «Мирных Царствах» шаткое равновесие сложных и неразрешенных проблем квакерского движения. Он представил старейшин Правоверных в образах диких зверей. Внешне звери выглядят прирученными. Но их испуганно-удивленные глаза выдают охватившее их замешательство. В настоящий момент они ведут себя смирно, поедая солому и сено, а не маленьких ягнят. Но в каждом звере проявляется с трудом сдерживаемая жестокость.
Художнику удалось передать невероятное напряжение, с которым подавляется насилие. Кажется, что только доведенный почти до безумия отказ от собственного «я» сохраняет хрупкий, почти нереальный мир «Мирного Царства».
На картине также изображено дерево, задетое молнией. Но оно еще целое и крепкое. Тогда у Хикса еще оставалась надежда на сохранение единства квакеров.
В первых полотнах Хикса маленький ребенок символизировал свободу от власти королей и придворных. Но по мнению Хикса намного труднее было достичь духовной свободы. Когда главным врагом является не богатство и роскошь, а внутренние пороки человека - своеволие, эгоизм, жадность, стремление к чувственным наслаждениям.
С течением времени картины художника наполнялись и новыми ожиданиями, и разрушенными надеждами. Изображения животных рассеивались по всему полотну. Ребенок уже играл менее заметную роль, его фигурка значительно уменьшилась.
Звери перестали сдерживать свою агрессивность, начали злобно огрызаться и поднимали лапы с намерением ударить. И дерево разбито молнией почти до основания. Именно в этот период, углубляющийся раскол среди квакеров стал очевиден, и Хикс уже перестал верить в возможность объединение различных сект.
Он писал: «В 1827 году состоялась важная и волнующая ежегодная Филадельфийская встреча. Я был против всего, что могло привести к разделению Общества (квакеров), все еще уповая на то, что на этой встрече сохранится достаточное единство. К моему великому сожалению, на первом же заседании пасторов и старейшин, я понял, что это безнадежно».
В поздний период творчества Эдварда Хикса животные на картинах «Мирных Королевств» выглядят явно постаревшими, утомленными: их усы побелели, печальные глаза запали. Однако, их смиренность обусловлена не умиротворяющим благословлением, а усталостью и изнеможением. Но, видимо, Хикс считал, что усталость от гордыни, эгоизма и жадности не так уж и плоха.
Постепенно, символы, используемые Хиксом в картинах, уходят на задний план. Ощущение света в небесах, деревьях, траве, самом воздухе становится главным действующим лицом полотен художника.
Хикс верил во Внутренний Свет. Он видел его в других людях, в каждом живом существе. И это наилучшим образом отразилось в его последнем законченном полотне «Ферма Давида Лидома» [2]. Половину картины занимает сияющее, залитое солнцем небо. За полями фермы - размытые, как мечты, силуэты деревьев и отдаленных холмов.
Ярким светом пронизано все - люди, животные, строения фермы, изгороди. Все полно духовностью и покоем. Хикс дал нам возможность видеть свет, исходящий из всего живого и мира в целом. Мира, который освещен каждым из нас. Его последнее полотно и есть самое верное видение Мирного Царства.
Хикс не подписывал «Мирные Царства» и другие свои картины и не продавал их, а дарил друзьям и знакомым. Он объяснял, что среди многих других вещей они означают, что душевный покой приходит к тем людям, которые могут контролировать свои животные страсти.
В коллекции музея небольшого городка Дойлестаун в штате Пенсильвания висит портрет Эдварда Хикса, написанный в последние годы жизни его кузеном, художником Томасом Хиксом [3].
Портрет Эдварда Хикса поражает не меньше, чем полные символики и скрытого смысла его полотна. Внешность человека, смотрящего на нас с картины, кажется, не имеет ничего общего с утонченным образом страстного проповедника и замечательного художника.
Человек, изображенный на портрете, мог быть скорее плотником, каменщиком или сапожником. Черты широкого лица, изборожденного глубокими морщинами, грубоваты. Сквозь прожитые годы проглядывают следы пороков молодости, пристрастие к алкоголю. Тяжелый, квадратный лоб навис над глубоко посаженными глазами.
В одной руке он держит палитру с красками, в другой - опущенную на мгновение тонкую кисть. Перед ним на мольберте стоит незаконченное полотно «Мирного Царства».
За спиной художника видна раскрытая толстая книга. Скорее всего, это Библия.
Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
Исайя 11:9
Хикс с полотна смотрит на нас пристальным взглядом широко открытых, темных глаз. Ни годы, ни болезни, ни духовные страдания не помутили их ясность и непоколебимость его веры.
И в то же время, его требовательный взгляд обращен внутрь, в самого себя. Сумел ли он сам найти с помощью священной силы Внутреннего Света мир и душевный покой? И возможно ли осуществление на земле обещанного пророком Мирного Царства?
Хикс умер в 1849 году. В ночь накануне смерти он писал очередной вариант «Мирного Царства». Картина предназначалась в подарок дочери Хикса, Элизабет.
Тысячи людей пришли проводить Хикса в последний путь. Но они оплакивали не замечательного художника, а великого квакерского проповедника. Человека глубокого, просвещенного интеллекта, красноречивого, религиозного, смиренного и нетерпимого.
Эдвард Хикс похоронен в городе Ньютаун, штат Пенсильвания. Там сохранился и его дом, который является государственной исторической достопримечательностью.
Примечания:
[1] Edward Hicks “The Peaceable Kingdom”
[2] Edward Hicks “David Leedom Farm”
[3] Thomas Hicks “Portrait of Edward Hicks”
Комментариев нет