Мир Грез Максфилда Пэрриша
Очерк опубликован в книге «Рассказы об Американских Художниках».
Это был 1999 год. В Филадельфии, в музее Пенсильванской академии изящных искусств объявлена выставка работ художника Максфилда Пэрриша. Имя художника ни о чем не говорило мне. Я приехала на выставку, случайно увидев в рекламном буклете маленькую репродукцию его картины. И решила, что непременно должна увидеть работы неизвестного мне живописца.
Я подошла к музею и остановилась, пораженная невиданной доселе в Америке картиной. От входа длинной змеей тянулась очередь. Она огибала здание и скрывалась где-то в ближайших переулках. Меня удивило также то, что очередь не выглядела унылой или понурой в своем ожидании. Напротив, люди разного возраста оживленно переговаривались, улыбались друг другу. Словно они собрались для долгожданной и радостной встречи.
Я поспешила в конец очереди и встала за молодой парой. Взглянула на буклет. С репродукции на меня смотрела рыженькая девчушка. Она сидела на перевернутом цветочном горшке, подперев кулачком подбородок. Темные брови упрямо сдвинуты. Голубые глаза смотрели внимательно и изучающее.
Стоявшие впереди молодые люди обратились ко мне: «Как нам повезло! Правда? Какая удача! А ведь может так случиться, что мы никогда больше не увидим выставки его картин!» «Почему? - спросила я, удивленная. «Они не любят его» – услышала я странный ответ...
Я бродила по залам выставки, потеряв счет времени, совершенно ошеломленная увиденным. Переходила от картины к картине, возвращалась и долго стояла перед каждой, очарованная, не в силах покинуть волшебную страну, созданную кистью великого мастера.
Ни один американский художник не пользовался такой известностью в первые десятилетия двадцатого века, как Максфилд Пэрриш. Писатель Скотт Фицджеральд в своей новелле «Майский день», опубликованной в 1920 году, написал, что отражение лунного света на оконном стекле было оттенка Максфилда Пэрриша. И ни у кого не вызывало вопроса, почему писатель использовал такое сравнение и кто такой Максфилд Пэрриш.
В период, называемый «Золотым веком иллюстрации», имя художника было известно практически в каждой американской семье. Никогда раньше и никогда позже целое поколение американцев не росло, окруженное журналами, книгами, календарями, коробками шоколадных конфет, украшенными репродукциями картин замечательного художника.
В своих живописных работах Максфилд Пэрриш создал мифическое царство, заполненное гномами, драконами, сказочными героями. Он рисовал прекрасных нимф, возлежащих на берегах голубых озер. Старинные замки, отраженные в прозрачной воде. Художник работал в манере, не принадлежащей ни к одному направлению живописи. Уникальное сочетание красок, экзотических характеров, фантастических пейзажей привлекало множество людей, имеющих доступ к его работам через журналы и книги. Пэрриш был художником для массовой аудитории, а не для немногих избранных.
В то время печатные издания были средствами массовой информации и занимали позицию телевидения сегодня. Благодаря им, и несмотря на постоянное сопротивление Максфилда Пэрриша своей собственной популярности, художник стал национальной знаменитостью.
Но прошло время, и искусство Пэрриша исчезло с глаз и памяти публики, кануло в неизвестность. Имя его было забыто, к картинам утрачен интерес. Творчество художника было отнесено законодателями искусства к «коммерческому» направлению и отделено непреодолимой пропастью от «настоящей» живописи.
Только в последнее десятилетие произошло возрождение интереса к работам Максфилда Пэрриша. Началось углубленное изучение его жизни, живописных полотен и уникальных методов работы. Его художественное наследие не имеет себе равного по волшебному обаянию и колдовской силе. Оно воплощает в себе идею, о которой художник написал однажды: «Если слишком долго смотришь на жизнь и окружающий мир глазами другого человека, то уже никогда не сможешь смотреть на них своими собственными глазами». Их всех американских художников Максфилд Пэрриш, бесспорно, оказал наибольшее влияние на жизнь общества и его культуру. На современных аукционах его работы продаются по 3500 долларов за квадратный дюйм.
Пэрриш родился в Филадельфии 25 июля 1870 года. Родители дали ему имя Фредерик. Впоследствии он изменил свое имя на Максфилд, и под этим именем стал известен в артистических кругах и среди широкой публики.
Пэрриш произошел из обеспеченной семьи. Его предком был Эдвард Пэрриш, знатный квакер, близкий друг Уильяма Пенна и его соратник по освоению Пенсильвании. Прапрадедушка - врач Джозеф Пэрриш, жил в Филадельфии. У него лечился художник и квакерский проповедник Эдвард Хикс, автор знаменитых «Мирных Царств». Одну из своих картин - «Ниагарский водопад», Хикс нарисовал на каминной доске в доме доктора Пэрриша. В Филадельфии есть улица Пэрриша. Она названа в честь Исаака Пэрриша, известного бизнесмена, гражданина и борца за освобождение рабов.
Трудно себе представить более идеального окружения, чем то, в котором рос и воспитывался Максфилд Пэрриш. Его высокообразованные родители поощряли и развивали художественное дарование мальчика, знакомили его с музыкой, литературой и живописью еще в раннем возрасте.
Это был разительный контраст с атмосферой, в которой рос его отец, Стефан Пэрриш. Он воспитывался в набожной квакерской семье. Члены семьи считали изобразительное искусство греховным. Отец, увлекающийся живописью и гравированием, рассказывал, как ему приходилось прятаться на чердаке, чтобы рисовать в тайне от родителей.
В момент рождения Максфилда, его отец был владельцем типографии и магазина печатной продукции в Филадельфии. Он всегда интересовался изобразительным искусством, но у него не хватало мужества бросить бизнес и стать профессиональным художником, хотя он регулярно рисовал для себя.
Стефан Пэрриш решил, что сделает все возможное для развития таланта сына. Используя свои знания, он учил мальчика технике живописи. Однако, самое важное было то, что отец помог сыну развить аналитический взгляд на окружающий мир и умение наблюдать природу.
Когда Максфилду было 14 лет, он совершил на корабле вместе с родителями путешествие в Европу. За два года Пэрриши посетили Англию, северную Италию и Францию. Максфилд был в Париже, когда умер великий французский писатель Виктор Гюго. Толпы людей сопровождали траурную процессию. Он вспоминал: «Мне было пятнадцать, и я забрался на одно из деревьев, растущих вдоль бульвара. Бульвар был заполнен множеством людей. Я страшно испугал толпу, когда ветка, на которой я сидел, обломилась с оружейным треском. Люди подумали, что началась революция».
Семья Пэрришей вернулась в Америку в 1886 году. В 1888 Максфилд поступил в Haverford College на факультет архитектуры. Живопись в квакерском колледже не преподавали. «Нельзя сказать, - писал он позже, - что живопись была под запретом. Но чувствовалось, что на это занятие смотрят с большим подозрением».
В процессе учебы Пэрришу стало ясно, что архитектура его не очень интересует. Он оставляет занятия в колледже и по совету отца поступает в Пенсильванскую академию изящных искусств.
Для совершенствования художественного мастерства он обратился на факультет искусств одного из филадельфийских университетов к известному преподавателю Горварду Пэйлу. Пэрриш собрал свои рисунки и показал знаменитому иллюстратору в надежде стать его учеником. Просмотрев работы, Пэйл сказал, что молодой художник уже достаточно овладел техникой и ему учиться на факультете искусств нечему. Он посоветовал Пэрришу начать заниматься разработкой своего собственного стиля.
В это же время Пэрриш знакомится с молодым инструктором рисования Лидией Остин. Мисс Остин тоже происходила из квакерской семьи. Это была необыкновенно привлекательная, умная, энергичная женщина. Они встречались более года и поженились в 1895 году. Пэрриш не был активным членом квакерского общества. Но безусловно, философия гуманизма и миролюбия квакеров оказала большое влияние на его мировоззрение и живопись.
Проходя курс обучения в Академии, Пэрриш принял решение в будущем заниматься коммерческим искусством. Это означало писать картины по заказам для дальнейшего использования в массовых репродукциях в книгах и журналах. Это решение удивило многих, считающих коммерческое искусство растрачиванием попусту блестящего таланта художника. Но для Пэрриша это был естественный путь применения своих способностей для того, чтобы зарабатывать большие деньги. Он выработал для самого себя высочайшие стандарты эстетической красоты и технического совершенства. Получая коммерческий заказ, относился к выполнению рекламных проектов с таким же художественным рвением, как и к написанию своих лучших живописных полотен.
В 1893 году театральное общество Пенсильванского университета приобрело старое заброшенное здание для клуба и театра. Молодой Пэрриш, только что закончивший Академию, получил свой первый заказ на декоративное украшение здания. Он создает замечательное панно «Старый король Коул»(1).
Через три дня после свадьбы Пэрриш один отправляется в Европу изучать искусство старых мастеров. Его также привлекала к себе романтика прерафаэлитов, и особенно, техника и стиль английского живописца Фредерика Лейтона. Полный впечатлениями, идеями и горячим желанием заняться живописью, он вернулся в Америку. Они с женой поселились в историческом центре Филадельфии.
В 1896 году Пэрриш пишет картину «Дрема»(2). Выполненная в ярких золотисто-янтарных тонах картина стала наиболее важной работой в ранний период его творчества. Он был принят в общество американских художников. А в 1900 году полотно «Дрема» было отмечена высокой наградой на выставке в Париже. Это признание имело большое значение для молодого художника, который все чаще становился объектом критики за работу в коммерческих областях прикладного искусства.
В 1898 году Пэрриш с женой покинули Филадельфию и переехали в Нью- Гэмпшир. Основной причиной переезда было желание художника иметь уединенное место для работы. Его также привлекала необыкновенная красота природы Нью-Гэмпшира, свежий сельский воздух, зеленые просторы. Это решение потребовало определенной смелости и уверенности в себе. В Филадельфии заказы на работу можно было получить гораздо легче, чем в Нью-Гэмпшире. Но Пэрриш никогда не жалел о том, что оставил Филадельфию. Потребность в его живописи постоянно росла. Он никогда не искал работу, не имел агента. Работа искала его.
В Нью-Гэмпшире супруги начали строительство своего нового дома, названного ими «Дубы». Через несколько лет поместье станет архитектурной достопримечательностью в округе, заселенной многими знаменитостями – художниками, скульпторами, артистами.
Через два года после переезда, в расцвете карьеры врачи обнаружили у Пэрриша туберкулез. Не могло быть худшего времени для серьезной болезни. В это время он иллюстрировал множество журналов и оформлял несколько книг. Работы были хорошо встречены. Получили высокие оценки, как широкой публики, так и критиков. Проходя курс лечения в штате Нью-Йорк, Пэрриш не прекращал рисовать.
Художник работал в широчайшем спектре направлений – книжное иллюстрирование, оформление журналов, рисовал плакаты и рекламы, создавал живописные полотна, занимался фресковой живописью.
В процессе творчества он выработал принцип, получивший название «Формула визуального искусства Пэрриша». Основной частью формулы является применяемая в классической архитектуре «динамическая симметрия». Идея состоит в том, что изображение выполняется в пропорциях, наиболее приятных человеческому глазу.
Примером художественного принципа Пэрриша служит его знаменитое живописное полотно «Рассвет»(3). Было подсчитано, что каждая четвертая американская семья имела в своем доме репродукцию этой картины. Пэрриш написал новейшую версию академического сюжета девятнадцатого века. Лазурное озеро, горы, утопающие в золотых лучах восходящего солнца, ласкают глаз и полны магического очарования. Продуманные декорации, скрытая эротика, отточенный рисунок – все это делало картину привлекательной для самой широкой аудитории зрителей. Только одна работа Пэрриша достигла такой же популярности, как «Рассвет». Знаменитые «Райские кущи»(4), украсившие коробку подарочного набора шоколадных конфет.
Пэрриш никогда не работал в сотрудничестве ни с одним художником, за исключением одного случая. Вместе с Льюисом Тиффани он создал мозаичное панно «Сад грез»(5) для Сurtis Publishing Company в Филадельфии. Произведение двух великолепных мастеров, по своей красоте не имеет, пожалуй, равного в мире. Панно сделано из ста тысяч кусочков стекла, окрашенных в 275 различных цветов и оттенков. Мозаика, выполненная Луисом Тиффани по картине Пэрриша, была закончена в 1915 году. В работе использовалось особое стекло производства студии Тиффани, отличающееся необычайным блеском, а также тонкие пластины золота.
Пэрриш написал чудесный пейзаж. Вдали видны высокие скалистые горы. На их фоне силуэты деревьев, покрытых яркой зеленью. Когда изменяется освещение, лиловые тени выползают от подножия гор, заполняя долины и стремнины, водопады, густые рощи и цветники. И каждый уголок «Сада Грез» рассказывает свою историю, воплощая в себе мечты художника.
В течении своей творческой карьеры Максфилд Пэрриш был признан, как художник высочайшего технического мастерства. Его методы работы оставались загадкой для многих людей даже на вершине его популярности. В отличие от большинства произведений живописи, картины Пэрриша невозможно копировать. Он никогда не смешивал цвета, считая, что одна краска убивает другую. Экспериментировал с различными материалами, постоянно в процессе работы менял кисточки и перья. Он наносил краски слой за слоем, покрывая каждый слой лаком. Некоторые его картины имеют 50 - 60 слоев. Пэрриш хорошо знал печатный процесс и выполнял живописные работы так, чтобы они сохранили свое качество и в полиграфическом исполнении.
Он использовал в качестве моделей своих друзей и родственников, считая, что профессиональные модели не обладают той непосредственностью, какая необходима для создания образа. Он сам нередко позировал для мужских фигур. Пэрриш никогда не рисовал с живых моделей. Вместо этого он фотографировал модели в нескольких позах и затем рисовал с фотографии.
Художник создавал в студии целые элементы картин, изменял освещение и композицию до тех пор, пока они не выглядели именно так, как он замыслил. Пэрриш был настоящий мастер, тщательный в каждой детали своего искусства. Никогда не спешил, не упрощал. Отбирал лучшие материалы и краски, использовал отточенные контуры, чистые, ясные цвета и добивался потрясающего зрительного эффекта.
Пэрриш рисовал фантазию, как реальность. Изображал в живых и точных деталях воображаемую архитектуру, драконов, гномов и других сказочных существ. И в то же время, особенно в пейзажах, писал реальные объекты совершенно фантастическим образом. Рисовал реальные формы, облекал их в свои собственные чарующие цвета. Создавал впечатление лучезарного света, льющегося из картин. Он говорил: «Мои работы отражают реализм зрительного восприятия, состояния души. Но никак не реализм вещей».
В 1931 Максфилд Пэрриш решил, что он не будет больше писать «девушек на камнях». В интервью печатному агентству он сказал: «Я рисовал их 13 лет и мог бы рисовать и продавать еще 13 лет. Это опасная игра. Коммерческое искусство заставляет повторять самого себя». В это время в Европе происходили политические события, которые делали мысли о сказочных принцах и красавицах безответственными. С этого момента Пэрриш пишет только пейзажи.
Социальная жизнь художника была насыщена. В музыкальном зале его поместья выступали известные певцы, пианисты, музыканты. Вечера в «Дубах» посещали многие знаменитости, включая тогдашнего президента Вудро Вильсона.
Несмотря на то, что большинство картин Пэрриша были сделаны для воспроизведения в репродукциях, за оригиналами гонялись многие частные коллекционеры. Но никто не собрал лучшую коллекцию, чем Остин Первес из Филадельфии. Будучи владельцем Salt Manufacturing Company, он стал интересоваться коллекционированием произведений искусства. Его друг, известный скульптор, посоветовал собирать работы только одного художника - Максфилда Пэрриша. По просьбе коллекционера Пэрриш выслал ему одиннадцать картин. Первес купил три из них. В течении долгих лет он был наиболее щедрым покровителем художника. Первес собрал 85 картин и рисунков Максфилда Пэрриша. К сожалению, коллекция была частично распродана после смерти вдовы Остина Первеса.
Пэрриш никогда не имел учеников и ни с кем не делился своими знаниями и опытом. Он не верил, что творчеству можно научиться. Но считал,что для развития художественного таланта, необходима серьезная техническая подготовка.
Очень немногие имели возможность обсуждать с художником его искусство. За свою долгую карьеру Пэрриш дал всего несколько интервью в прессе. Он редко высказывал свое мнение об абстрактном искусстве. Но в 1936 году в беседе с журналистами так выразил свои мысли: «Современное абстрактное искусство состоит на 75% из объяснений и на 25% одному Б-гу известно из чего».
Он часто рисовал свою жену, Лидию. Пэрриш был женат на Лидии Остин 58 лет. У них было четверо детей. Три сына и одна дочь.
Но главной моделью художника была другая женщина. Более 55 лет его жизнь была связана с моделью-любовницей Сюзанной Левин. Девушку взяли на работу в дом Пэрриша служанкой, когда ей было 15 лет. Привлеченный ее очарованием, врожденной элегантностью, легкой, воздушной фигурой, Пэрриш предложил Сюзанне стать его моделью.
Со временем для Сюзанны было построено отдельное здание-студия и Пэрриш переехал туда вместе со своей натурщицей. Так сельская девочка без всякого образования попала в аристократическую обстановку жизни знаменитого художника.
Лидия закрывала глаза на происходящее. Но с 1912 года она начинает проводить зимы на маленьком острове недалеко от берегов штата Джорджия. Остров был заселен потомками черных рабов. Она начинает собирать и записывать песни черных рабов, привезенные ими еще из Африки. Здесь миссис Пэриш и умерла весной 1953 года.
В 1960 году, семь лет спустя после смерти жены художника, Сюзанна Левин оставила всякую надежду, что Пэрриш сделает ей предложение. Она решила, что настала пора устроить свою собственную жизнь и найти верного спутника на свои оставшиеся годы. Сюзанна вышла замуж за друга юности. Ей был 71 год. Пэрришу - 90. Он был еще очень привлекателен для своего возраста и не мог поверить, что Сюзанна покидает его. Пэрриш повел себя, как истинный джентльмен, с одним исключением. Он изменил завещание и оставил ей всего 3000 долларов - мизерную плату за отданную ему жизнь, любовь и верную службу.
В полную противоположность возвышенной романтичности своих полотен Пэрриш по характеру был настоящий бизнесмен. Он старался получить от своих работ наибольшую выгоду, не понижая при этом их высочайший уровень, и получал от этого огромное удовлетворение.
Одному клиенту он продавал права на репродукцию картины в календаре, другому - в поздравительной открытке, а в заключении продавал оригинал коллекционеру. Другими словами, Пэрриш продавал права на свои работы четыре и даже пять раз. И он никогда не терял из вида оригиналы своих картин.
Сюзанна Левин владела двумя полотнами Максфилда Пэрриша. Он отдал ей картины не потому, что хотел сделать подарок, а потому, что считал, что их трудно будет продать. Одну из картин - «Очарованный принц»(6), Пэрриш особенно не любил. Это была последняя работа, для которой позировала Сюзанна.
Однажды во время интервью его спросили, какая разница между художником, занимающимся станковой живописью, и коммерческим художником. Пэрриш ответил: «Около двадцати пяти тысяч в год».
В начале творческой карьеры критики восхищались творческими поисками и великолепным техническим мастерством Пэрриша. Но в двадцатые годы абстракционизм и экспрессионизм стали занимать все более твердые позиции в американском искусстве. Романтические полотна Пэрриша теряли свою популярность в артистической среде.
Но Пэрриш никогда не искал одобрения художественных критиков. По стилю жизни и работы он был независимый художник в прямом смысле этого слова. Ни время, ни критики не в состоянии были изменить его творческие взгляды и манеру письма – он создавал то, что хотел создать, и никогда не отступал от намеченной цели.
Пэрриш не занимался анализом своих поступков и переживаний, как многие художники. Не терял на это время. Не чувствовал, что ему нужно страдать за искусство. Жил в мире сам собой, чем разительно отличался от традиционной идеи, что художник все дни проводит в борьбе со злыми духами и искушениями. Никогда не впадал в отчаяние, не критиковал свои работы, не вскрывал ошибки. Не был унылым, угрюмым, в дурном расположении духа.
Однако, жизни художника сопутствовал ряд обстоятельств, которые повлияли на него, как на любого другого человека. Путь Максфилда Пэрриша не был усыпан розами, как можно было бы подумать. Семейная жизнь отца, очень близкого ему человека, рухнула. Явление совершенно неслыханное в 1890 годы. Сам Пэрриш страдал туберкулезом - опасным заболеванием, угрожающим жизни. Последствием болезни были нервные срывы. Один из его сыновей стал алкоголиком и покончил жизнь самоубийством. Случился странный пожар в доме его друга, который уговаривал Сюзанну Левин оставить Пэрриша. Затем последовала загадочная смерть бывшего возлюбленного Сюзанны. Его нашли недалеко от дома художника с переломанной шеей.
Звучит, как великолепный сценарий для голливудского фильма. Сам Пэрриш внешне напоминал голливудскую кинозвезду. Но он спрятал себя в отдаленных холмах Нью-Гэмпшира и создавал свой собственный фантастический мир, который никогда не покидал, и в котором не было места личным трагедиям и странным необъяснимым событиям.
В 1913 году Йельский университет приглашает Пэрриша на должность главы факультета искусств. Он был горд полученным приглашением, но не имел никакого желания покидать холмы Нью-Гэмпшира и жизнь, которая так идеально подходила ему.
Пэрриш очень любил снежные зимы. Никто не отрывал его от работы. Иногда ему приходилось надевать снегоходы, чтобы забрать почту, молоко и другие продукты, оставленные для него на главной дороге. Ему нравилась хорошая, вкусная еда, деликатесы. Он регулярно заказывал по почте различные чаи, итальянский шоколад и любимые маринованные арбузы.
С течением времени многое изменилось – уже не было веселых вечеринок, музыкальных концертов. Но его каждодневный распорядок остался тем же. Пэрриш вставал в 5.30 утра, завтракал, слушал по радио новости и до рассвета наслаждался классической музыкой. Потом начинал рисовать. Утренние часы были наиболее продуктивными. Он делал работу, требующую полной концентрации - ювелирное выписывание фигур, разработка художественных композиций, тщательный рисунок. В послеобеденные часы занимался рутинной работой - изготовлял панели для картин, покрывал их лаком.
Пэрриш был хорошо знакомой фигурой в маленьком городке, куда направлялся за покупками и для посещения банка. Его узнавали по густым белоснежным волосам, ярким, с искоркой голубым глазам. Но он был для обитателей городка не знаменитый художник, а просто добрый сосед. В 1950 году жители устроили Пэрришу день рождения – сюрприз. Он был рад и смущен и сказал одному из представителей печати: «На день рождения мне подарили торт величиной со штат Коннектикут и рассказывали обо мне фантастические истории». Пэрриш продолжал рисовать до тех пор, пока артрит не сковал его правую руку. В 1962 году он навсегда отложил кисти.
В начале 60-х годов, буквально за несколько лет до смерти художника критики стали менять свое отношение и сняли клеймо несостоятельности с прикладного искусства.
В это время была организована выставка работ Пэрриша в Музее современного в Нью-Йорке. Ее посетило огромное количество людей. В интервью прессе Пэрриш удивленно спросил: «Почему эти поклонники авангардистского искусства проявляют такой интерес к моим работам? Мои картины безнадежно банальны и просты».
Один из лучших моментов жизни Пэрриша случился за год до его смерти в 1965 году, когда Metropolitan Museum of Art купил полотно «The Errant Pan»(7), что означало, наконец, признание его, как художника.
Любители живописи снова открыли для себя искусство удивительного мастера. И не через книжные иллюстрации и календари, а в музеях и галереях. Только такое знакомство с картинами Пэрриша дает право судить об уровне его достижений. Поклонники искусства получили возможность наслаждаться его утонченной палитрой, высочайшей техникой и сравнивать с работами других художников. И эта объективная оценка творчества Максфилда Пэрриша позволила ему занять достойное место в истории американского искусства.
Пэрриш умер 30 марта 1966 года, спустя 10 дней после закрытия своей самой большой выставки. В любимом доме, с видом на долину реки Коннектикут. Он был прикован к инвалидному креслу. Медсестра ухаживала за ним. Никого из членов семьи не было рядом в последние минуты его жизни. Максфилду Пэрришу было 95 лет.
Пэрриш был художник – новатор, один из самых популярных живописцев за последние 100 лет. Некоторая ирония состоит в том, что с начала его карьеры до настоящего времени было организовано всего 30 выставок, которые имели феноменальный успех. В обиход английского языка вошло выражение «кобальтовая синь Пэрриша». Так называют особенно характерный для художника глубокий синий цвет.
В настоящее время живописные работы Максфилда Пэрриша не только приобрели огромную ценность во всем мире. Они причислены к вечным сокровищам мировой художественной классики.
Я нашла картину, из-за которой приехала на выставку. Она называлсь «Упрямая Мэри»(8). Для работы Пэрришу позировала его дочь, Джин. Это была реклама садовых семян. И я не могла оторвать от нее глаз.
Примечания:
(1) Maxfield Parrish “Old King Cole”
(2) Maxfield Parrish “The Sandman”
(3) Maxfield Parrish “Daybreak”
(4) Maxfield Parrish “The Garden of Allah”
(5) Maxfield Parrish “Dream Garden”
(6) Maxfield Parrish “The Enchanted Prince”
(7) Maxfield Parrish “The Errant Pan”
(8) Maxfield Parrish “Mary, Mary, Quite Contrary”
Комментариев нет